III ступень – среднее (полное) общее образование - нормативный срок освоения 2 года – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
В дополнение к обязательным предметам могут вводится предметы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
Учреждение может проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
5.1.2. Содержание образования в Учреждении определяется образовательными программами, утверждаемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно. Основные образовательные программы в Учреждении разрабатываются на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должны обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Основные образовательные программы обеспечивают реализацию федеральных государственных образовательных стандартов с учетом типа и вида Учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
5.1.3. Для осуществления образовательного процесса Учреждение разрабатывает и утверждает приказом директора годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание учебных занятий.
Годовой учебный план создается образовательным Учреждением самостоятельно на основе базисного учебного плана. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
5.1.4. Обучение и воспитание в Учреждении ведется на русском языке. В Учреждении ведется изучение башкирского языка, как государственного и родного в соответствии с учебными планами.
5.1.5. Освоение образовательных программ основного общего образования, среднего (полного) общего образования завершается обязательной Государственной (итоговой) аттестацией выпускников.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.1.6.Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, а также в форме государственного выпускного экзамена.
Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Государственная (итоговая) аттестация организуется и проводится :
в форме единого государственного экзамена - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования совместно с органами исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющими управление в сфере образования;
в форме государственного выпускного экзамена – органами исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющими управление в сфере образования, Учреждением и Учредителем.
Результаты единого государственного экзамена признаются Учреждением как результаты государственной (итоговой) аттестации.
Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.
5.1.7. Учреждение, имеющее государственную аккредитацию и реализующее общеобразовательную программу, выдает лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца об уровне образования, заверяемый печатью Учреждения.
5.1.8. Лицам, не завершившим образование данного уровня, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
Лица, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.
5.1.9. Текущий контроль успеваемости обучающихся Учреждения осуществляется учителями по пятибалльной системе. Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося.
Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются во 2-9 классах за 1-IV четверти, в 10-11 классах за I-II полугодия. В конце учебного года выставляются годовые, итоговые оценки. В течение учебного года по графику проводятся административные контрольные работы во 2-11 классах.
Ежегодная промежуточная аттестация в форме экзаменов или зачетов по отдельным предметам может проводиться в конце учебного года, начиная с 5 класса. Решение о проведении такой аттестации в данном учебном году принимается Педагогическим советом Учреждения, который определяет формы, порядок и сроки проведения аттестации. Решение Педагогического совета Учреждения по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом директора Учреждения не позднее января текущего года.
5.1.10. Итоговая оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования осуществляется на основании соответствующего Положения Учреждения.
Результаты итоговой оценки освоения основных образовательных программ используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень обучения.
5.1.11. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5.1.11. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.
Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.
Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета Учреждения.
Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
5.1.12. Учреждение оказывает помощь родителям в создании условий для получения их детьми основного общего образования в форме семейного образования, самообразования или экстерната.
5.1.13. Порядок организации получения общего образования в форме экстерната определяется действующим Положением о получении общего образования в форме экстерната, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
5.1.14. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, имеющих показания в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья Учреждение организует учебные занятия на дому. Родители (законные представители) обязаны создать необходимые условия для проведения занятий на дому.
5.2.1. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении в 1-ом, 9-ом и 11-ом классах —33 недели, во 2—8-х, 10 классах не менее 34 недели без учета государственной (итоговой) аттестации.
Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) — 30 календарных дней, летом —не менее 8 недель.
Для обучающихся в первых классах в третьей четверти устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
5.2.2. Учебная неделя в Учреждении длится 6 дней. Продолжительность и последовательность учебных занятий определяется расписанием, составленным на основании учебных планов, программ Учреждения, с учётом норм санитарно-гигиенического режима и утверждается директором Учреждения.
В соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами в Учреждении устанавливается следующий режим занятий:
а) начало уроков — в 9.00 ч., продолжительность урока — 45 минут; перемены между уроками —две по 20 минут, а остальные — по 10 минут. В 1-м классе продолжительность урока составляет не более 35 минут.
б) учащиеся питаются в соответствии с утвержденным графиком.
5.2.3. Количество классов в Учреждении определяется потребностью населения, зависит от санитарных норм и условий для проведения образовательного процесса. Наполняемость классов устанавливается в количестве 25 обучающихся.
5.2.4. При проведении занятий по иностранному языку в 4—11 классах и трудовому обучению в 5— 11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий), в рамках предпрофильной подготовки при проведении курсов по выбору допускается деление класса на две группы при наполняемости 20 человек.
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1—4 классов при изучении иностранного языка.
5.2.5. С учетом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с Учредителем Учреждение может открыть классы коррекционно-развивающего обучения. Направление обучающихся в эти классы осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При организации работы специальных (коррекционных) классов Учреждение руководствуется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
5.2.6. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
5.3.1. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся.
5.3.2. Порядок приема граждан в учреждение осуществляется в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, и настоящим Уставом.
Правила приема в Учреждение на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
В 1 класс Учреждения принимаются дети, достигшие возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) Учредитель вправе разрешить прием детей для обучения в более раннем или более позднем возрасте. В соответствии с действующими санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами, обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, проводится с соблюдением всех гигиенических требований по организации пребывания детей шестилетнего возраста.
5.3.3. Зачисление учащихся в Учреждение оформляется приказом директора. Для зачисления в Учреждение родители (законные представители) представляют следующие документы:
- Заявление о приеме на имя директора Учреждения.
- Копию «Свидетельства о рождении» (заверяется директором Учреждения).
- Медицинскую карту ребенка,
- Паспорт одного из родителей (законного представителя), с указанием его места жительства.
5.3.4. Прием обучающихся во 2-9,11 классы осуществляется при предоставлении следующих документов:
- заявление о приеме на имя директора Учреждения,
- табеля с годовыми оценками, заверенного печатью школы,
- выписки с текущими оценками по всем предметам, заверенной печатью школы (при поступлении в Учреждение в течение учебного года),
- личного дела ученика,
- медицинской карты ученика,
- паспорта одного из родителей (законного представителя), с указанием его места жительства, справки о месте проживания ребенка.
Прием обучающихся в 10 класс осуществляется при предоставлении следующих документов:
- заявление родителей на имя директора Учреждения,
- аттестат об основном общем образовании.
5.3.5. При приеме в Учреждение обучающийся, его родители (законные представители) должны быть ознакомлены с его Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами, реализуемыми образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
5.4.1. Обучающиеся в Учреждении имеют право на:
- получение бесплатного (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- выбор образовательного учреждения и формы получения образования;
- обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;
- бесплатное пользование библиотечно-информационным фондом;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- участие в управлении Учреждением, право избирать и быть избранными в Совет Учреждения;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- добровольное вступление в любые общественные организации;
- перевод в другие общеобразовательные учреждения соответствующего типа в случае закрытия Учреждения;
- защиту от применения методов физического и психического насилия;
- условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
- свободное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;
- участие во всероссийской и иных олимпиадах школьников.
5.4.2. Обучающиеся в Учреждении обязаны:
- соблюдать Устав Учреждения;
- добросовестно учиться;
- бережно относиться к имуществу Учреждения;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения;
- выполнять требования работников Учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
5.4.3. Обучающимся Учреждения запрещается:
- приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;
- использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;
- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
- производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
5.4.4. Обучающиеся могут быть отчислены из Учреждения:
По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Муниципального бюджетного учреждения «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить Учреждение до получения общего образования.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего Учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
По решению Педагогического совета Учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава Учреждения допускается исключение из Учреждения обучающегося в возрасте пятнадцати лет.
Исключение обучающегося из Учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников Учреждения, а также нормальное функционирование Учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из Учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из Учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
5.5.1. Родители (законные представители) имеют право:
- выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;
- защищать законные права и интересы обучающихся;
- участвовать в управлении Учреждением, избирать и быть избранным в Совет Учреждения, принимать участие и выражать свое мнение на общешкольных и классных родительских собраниях;
- присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении в случае, когда рассматривается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;
- родители имеют право подать заявление о несогласии с выставленной оценкой не позднее чем через три дня после выставления оценки обучающемуся. В случае конфликта между родителем и учителем по поводу объективности выставленной оценки приказом директора создается независимая конфликтная комиссия специалистов-предметников с привлечением методиста, которая проверяет знания ученика и выставляет соответствующую оценку.
- при обучении ребенка в форме семейного образования, на любом этапе обучения продолжить его образование в Учреждении;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося; посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора Учреждения и согласия учителя, преподающего урок;
- знакомиться с Уставом Учреждения и локальными актами, регламентирующими учебно-воспитательный процесс;
- посещать Учреждение и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока;
- вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития Учреждения;
- заключать договор с Учреждением.
5.5.2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.
5.5.3. Родители (законные представители) обязаны нести ответственность за:
- воспитание своих детей и получение ими общего образования;
- ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение текущего учебного года в случае его перевода в следующий класс «условно»;
- выполнение Устава Учреждения;
- посещение проводимых школой родительских собраний;
- бережное отношение обучающегося к муниципальной собственности;
5.6. Комплектование работников Учреждения осуществляется директором Учреждения на основании утвержденного штатного расписания.
5.6.1. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании. Представляются следующие документы:
- заявление о приеме на работу,
- паспорт (с указанием места жительства) или иной документ, удостоверяющий личность
- документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний,
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступил на работу на условиях совместительства,
- идентификационный номер налогоплательщика,
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования,
- медицинская книжка о прохождении медосмотра,
- документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу,
- справка о противодифтерийной прививке и другие медицинские документы, установленные действующим законодательством.
5.6.2. При приеме на работу администрация Учреждения знакомит принимаемого на работу работника под роспись со следующими документами:
- Коллективным договором,
- Уставом образовательного учреждения,
- Правилами внутреннего трудового распорядка,
- должностными инструкциями,
- приказом об охране труда и соблюдении правил техники безопасности,
- другими документами, характерными для данного Учреждения.
К педагогической деятельности в Учреждении допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
К педагогической деятельности в Учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР, а также лица признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
5.6.3. Педагогические работники обязаны:
- удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик;
- выполнять Устав Учреждения и Правила внутреннего трудового распорядка;
- поддерживать дисциплину в Учреждении на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается;
- периодически проходить бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет Учредителя.
5.6.4. Работники Учреждения имеют право на:
- участие в управлении Учреждением,
- защиту профессиональной чести и достоинства.
5.6.5. Педагогические работники Учреждения имеют право на:
- самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, методов оценки знаний обучающихся;
- повышение своей квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
- аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
- сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю , получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, на первоочередное предоставление жилой площади, удлиненный оплачиваемый отпуск;
- длительный (до одного года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы в порядке утвержденным Приказом Министерства образования Российской федерации от 07.12.2000г. № 3570;
- социальные гарантии и льготы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан, а также дополнительные льготы, устанавливаемые Учредителем;
- проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального поведения или Устава Учреждения только по жалобе, поданной в письменном виде, копия которой должна быть передана объекту жалобы.
- Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника Учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.
5.6.6. Трудовые отношения между работником Учреждения и Учреждением регулируются трудовым договором. Условия трудового договора не могут противоречить законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан о труде и могут быть прекращены по инициативе администрации Учреждения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации Республики Башкортостан о труде, основаниями для увольнения педагогического работника Учреждения по инициативе администрации до истечения срока действия трудового договора являются:
- повторное в течение года грубое нарушение Устава Учреждения;
- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией с учетом мнения профсоюза.
5.6.7. Учебная нагрузка педагогического работника Учреждения, оговаривается в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым Типовым положением об образовательном учреждении.
Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы учреждения.
Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов.
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавани