Основная образовательная программа Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район
Республики Башкортостан»
Начальная школа
Содержание
- Пояснительная записка основной образовательной программы
- Определение планируемых результатов освоения образовательной программы
- Разработка образовательного (учебного) плана начального общего образования
- Программно-методическое обеспечение учебных предметов, курсов
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
- Проектирование программы коррекционной работы
- Системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
Пояснительная записка
Данный документ разработан педагогическим коллективом образовательного учреждения в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений Образовательной системы « Школа 21 века», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД)
Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
– личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;
– метапредметные результаты, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
– предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-повышение качества образования за счет более основательного изучения отдельных предметов или областей знаний в соответствии с направленностью конкретной школы, интересами учащихся и уровнем их подготовки; развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся через включение их в проектную и исследовательскую деятельность;
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт направлен на обеспечение:
– равных возможностей получения качественного начального общего образования;
– духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
– преемственности основных образовательных программ;
– сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
– единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
– демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
– формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися Образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
– условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает:
–достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
–выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;
–организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;
–участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;
– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.
Основания для разработки программы:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)
- Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
- Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009-2012 годы
- Федеральная целевая программа развития образования
- Национальная образовательная инициативе «Наша новая школа»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6 октября 2009г. № 373)
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 13.02.2009 г.
- Устав Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан».
Образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ
с. Садовый представляет собой нормативно- управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые и конечные результаты, критерии их оценки.
2.Информационная справка о школе.
1936г. – открытие начальной школы в п. Садовый. Первым учителем был Меркулов.
1938г. – создана пионерская организация в школе. Первыми пионерами были: Набиуллин А.Ф., Шукаев Н.П.( погиб на фронте), Гурьянова О.А., Пиндик Елизавета и др. Первой пионервожатой была Трусова Ксения Григорьевна.
1939г. – открытие семилетней школы.
1943г. – создана комсомольская организация.
1947г. – пионерской дружине школы присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.
1951г. – отпущены средства на строительство новой типовой школы.
1 января 1957г. – начались занятия в новом здании школы.
1960г. – семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю.
1963г. – восьмилетняя школа преобразована в среднюю.
1966г. – состоялся первый выпуск школы.
1 апреля 1983г. – начались занятия в новом здании на 440 мест.
2005 год- открыт школьный краеведческий музей.
2008- школа получает лицензию на право ведения образовательной деятельности.
2009- школа успешно проходит аттестацию и аккредитацию.
С сентября 2011 года осуществляется переход на ФГОС НОО.
2.1 Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-воспитательного процесса:
§ Содержание образования (основное и дополнительное ).
Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:
- С 1 сентября 2011г. с 1 класса переход на новые государственные стандарты;
- Со второго класса ведется преподавание иностранного языка (английский);
- Организована внеурочная деятельность во второй половине дня:
- В 5-8 классах преподается предмет «Информатика»;
1. Спортивно-оздоровительная;
2. Художественно-эстетическое;
3. Научно-познавательное;
4. Военно-патриотическое;
5. Общественно-полезная деятельность;
6. Проектная деятельность.
- Используются следующие формы учебных занятий: урок,урок-игра,смотр-знаний, защита творческого проекта, лекция, практикум, семинар.
- Обучение в 1 – 4 классах организовано по четвертям;
В школе применяются следующие образовательные технологии:
- Традиционные;
- Проблемное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Информационные и коммуникативные технологии;
- Проектная деятельность.
Соблюдается преемственность в образовательной деятельности начального, среднего и старшего звена.
Режим работы образовательного учреждения (продолжительность уроков, количество учебных дней в неделю, наличие кружков, секций)
Начало уроков в 9 часов 00 минут.
Школа работает по шестидневной учебной неделе в одну смену.
Суббота – выходной для первых классов. Воскресенье – выходной день.
Продолжительность уроков – 45 минут, в первых классах – 35 минут.
Понедельник – передача дежурства по школе, организационные мероприятия.
Вторник – совещания, семинары, педсоветы, заседания МС, творческих групп.
Среда – родительские собрания.
Пятница –работа учителей- предметников в системе Net-школы.
Суббота- день открытых дверей для родителей, вечера, утренники, конкурсы и др.;
Домашние задания носят репродуктивный, тренировочный, практический и творческий характер, включая работу по ИОТ. Организовано одноразовое горячее питание для учащихся и детей из многодетных семей. Вторая половина дня включает в себя содержание внеурочной деятельности по базисному учебному плану (Вариант 2). Общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия, индивидуальные консультации, работа кружков, секций, коллективные и групповые общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия. Внеурочная деятельность дополняет учебную и направлена на развитие обучающихся.
2.2. Сведения о контингенте обучающихся.
В школе обучаются 82 учащихся в 11 класс-комплектах, из них:
- в начальном звене-31 обучающийся в 4 классах- комплектах;
- в среднем звене-38 обучающихся в 5 классах- комплектах;
- в старшем звене- 13 обучающихся в 2 классах- комплектах.
2.3. Характеристика педагогических кадров
В МОБУ СОШ с.Садовый работают 23 педагога.. Из 23 человек (100%) имеют высшее образование 21 (87%). Школа укомплектована необходимыми специалистами.
Из них «Отличник образования РБ» -Галиева Закия Ахмадрахимовна, «Почетный работник народного образования РФ»- Матвеева Галина Клавдиевна, «Лучший работник физической культуры РБ»- Кучкарова Гульсина Ринатовна.
Средний возраст педагогов – 46,6 лет.
Средний стаж педагогической деятельности – 23,3 года.
Повышение профессионального уровня через систему курсовой подготовки
Всего учителей | 23 человека |
За 2008- 2009 год прошли курсы повышения квалификации | 12 чел |
В 2009/2010 учебном году прошли курсовую подготовку | 7 чел |
За 2010-2011 год | 4 чел |
2.4. Сведения о материально-технической базе:
Материально- техническая база школы соответствует основным нормативным требованиям. Школа расположена в типовом здании, построенном в 1983 году, мощность здания 440 ученических мест. Специально оборудованные помещения: 15 кабинетов. Имеется паспорт здания.
Школа располагается в 2-х этажном здании, представляет собой комплекс учебных кабинетов, оснащенных учебно-методическим оборудованием, необходимым для реализации образовательных стандартов. Школа имеет холодное водоснабжение, центральное отопление, канализацию, столовую на 50 посадочных мест, библиотеку, 1 спортивный зал, комбинированную спортивную площадку, пришкольный участок 1,5 га 1 компьютерный класс, актовый зал.
Площадь учебных помещений соответствует потребностям школы, соответствует проектной мощности- 440 учащихся. Учебное здание используется рационально, учебные помещения эксплуатируются строго по назначению. Учебные классы располагаются вдали от спортивных, актового залов, столовой. Для всех обучающихся предусмотрена классно-кабинетная система обучения. Учебные помещения оснащены современной учебной мебелью (вся мебель соответствует СаНПину). Выбор материалов для отделки полов и стен разрешен к строительству в общеобразовательных учреждениях. Учебные помещения во время перемены проветриваются. До начала занятий и после них осуществляется сквозное проветривание учебных помещений, длительность определяется согласно погодным условиям. Учебные помещения имеют естественное боковое левосторонне освещение.
Школа обеспечена учебным оборудованием, планомерно используемым в учебном процессе, организовано его хранение. Оформление кабинетов эстетически выполнены правильно, с учетом профиля кабинета, с минимумом необходимой информации.
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса МОБУ СОШ с.Садовый.
Школа МОБУ СОШ с.Садовый имеет современное информационно-техническое оснащение образовательного, воспитательного и процесса управления. Один кабинет информатики с интерактивной доской.
Всего компьютеров - 10 шт.
Количество кабинетов информатики- один, подключен к локальной сети типа витая пара с доступом к сети Интернет с каждого рабочего места (ADSL, в рамках проекта «Образование»).
1. Перечень компьютеров, имеющихся в ОУ
Тип техники
| Год установки
| Где установлен (кабинет)
| Кем используется
|
Pentium II
| 2001
| Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium II
| 2001
| Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium III
| 2001 | Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium III
| 2001 | Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium III
| 2001 | Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium IV
| 2004 | Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium IV
| 2004 | Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium IV
| 2004 | Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium IV
| 2004 | Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium IV
| 2007 | Кабинет ИВТ
| Учащиеся, учителя
|
Pentium IV | 2008 | Кабинет ТСО | Учащиеся, учителя
|
2.Компьютерные программы:
Вид программы | Наименование программы | Кем разработана | Где применяется |
офисная | Microsoft Office Professional 2003 | Microsoft | В учебном процессе- делопроизводстве |
управление | Школьный офис | Microsoft | В управлении |
учебная | Turbo Borland | Microsoft | В учебном процессе |
Учебная (программирование) | Professional Borland Pascal 7.0 | Microsoft | В учебном процессе |
Учебная (графика и дизайн) | Corel DRAW | Microsoft | В учебном процессе |
Офисная (сканирование и распознавание текста) | ABBYY Finereader 8.0 StudyEdition | Microsoft | В учебном процессе |
3. Дополнительное оборудование
Наименование
| Характеристики
| Количество
| Производитель
|
Модем
| Zyxel R660HTW EE | 1
| Zyxel |
Сканер
| HP ScanJet 2400
| 1
| Hewlett Packard
|
Принтер
| DeskJet 3845 струйный
| 1
| DeskJet |
Принтер | Samsung ML 1520P | 1 | Samsung |
Принтер | HP LaserJet P1005 | 1 | Hewlett Packard |
Принтер | Samsung SX 4220 |
| Samsung |
Музыкальный центр | DVD | 1 | Samsung |
Музыкальный центр |
| 1 | LJ |
Музыкальный центр |
| 1 | Awen |
Телевизор
|
| 1
| LJ
|
Видео магнитофон
| VHS
| 1
| LJ
|
Видеокамера
| VHSC
| 1 | JVC
|
Другие средства ТСО:
Интерактивно-аппаратный комплекс (ИАПК) в составе: интерактивная доска Interwrite Boaard, проектора Epson и компьютера Pentium IV
Электронная почта: sc_miaki_sadovi@mail.ru,
номер телефона, к которому подключен модем: 8 (34788) 2-58-20
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения Образовательной программы:
-обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы;
- являются основой для ее разработки;
-выступают содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися.
Планируемые результаты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника( «портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край, свою Родину;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Планируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную*;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Осуществление учебных действий:
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование:
- предвосхищать результат;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи
Контроль и самоконтроль:
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- различать способ и результат действия;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач*;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий,
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Знаково-символические:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- подведение под правило;
- анализ; синтез; сравнение;
- классификация по заданным критериям; установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения; обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- строить понятные для партнё