Programma_FGOS.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная программа Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район

Республики Башкортостан»

 

 

 

 

 

Начальная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка основной образовательной программы
  2. Определение планируемых результатов освоения образовательной программы
  3. Разработка  образовательного (учебного) плана начального общего образования
  4. Программно-методическое обеспечение учебных предметов, курсов
  5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  7. Программа  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  8. Проектирование программы коррекционной работы
  9. Системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

 

Пояснительная записка

      Данный документ разработан педагогическим коллективом  образовательного учреждения в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников,  а также концептуальных положений Образовательной системы « Школа 21 века», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД) 

Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

            – личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

            – метапредметные результаты, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

            – предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

 –  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

 – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

-повышение качества образования за счет более основательного изучения отдельных предметов или областей знаний в соответствии с направленностью конкретной школы, интересами учащихся и уровнем их подготовки; развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся через включение их в проектную и исследовательскую деятельность;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт направлен на обеспечение:

– равных возможностей получения качественного начального общего образования;

– духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

– преемственности основных образовательных программ;

– сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

– единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

– демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления,  расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

– формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися  Образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

– условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях,  - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает:

            –достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

            –выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

             –организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

             –участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

            – использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

            – возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

            – включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

  

Основания для разработки программы:

-      Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)

-      Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)

-      Приоритетный  национальный  проект «Образование» на 2009-2012 годы

-      Федеральная  целевая  программа развития образования

-      Национальная  образовательная инициативе «Наша новая школа»

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6 октября 2009г. № 373)

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 13.02.2009 г.

- Устав Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа муниципального района Миякинский  район Республики Башкортостан».

        Образовательная программа начального общего образования МОБУ   СОШ    

с. Садовый представляет собой  нормативно- управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые и конечные результаты, критерии их оценки.

2.Информационная справка о школе.

1936г. – открытие начальной школы в п. Садовый. Первым учителем был Меркулов.

1938г. – создана пионерская организация в школе. Первыми пионерами были: Набиуллин А.Ф., Шукаев Н.П.( погиб на фронте), Гурьянова О.А., Пиндик Елизавета и др. Первой пионервожатой была Трусова Ксения Григорьевна.

1939г. – открытие семилетней школы.

1943г. – создана комсомольская организация.

1947г. – пионерской дружине школы присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.

1951г. – отпущены средства на строительство новой типовой школы.

1 января 1957г. – начались занятия в новом здании школы.

1960г. – семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю.

1963г. – восьмилетняя школа преобразована в среднюю.

1966г. – состоялся первый выпуск школы.

1 апреля 1983г. – начались занятия в новом здании на 440 мест.

2005 год- открыт школьный краеведческий музей.

2008- школа получает лицензию на право ведения образовательной деятельности.

2009- школа успешно проходит аттестацию и аккредитацию.

С сентября 2011 года осуществляется  переход на ФГОС НОО.

2.1 Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-воспитательного процесса:

§         Содержание образования (основное и дополнительное ).

Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:

  • С 1 сентября 2011г. с 1 класса переход на новые государственные стандарты;
  • Со второго класса ведется преподавание иностранного языка (английский);
    • Организована внеурочная деятельность во второй половине дня:
  • В 5-8 классах преподается предмет «Информатика»;

1.      Спортивно-оздоровительная;

2.      Художественно-эстетическое;

3.      Научно-познавательное;

4.      Военно-патриотическое;

5.      Общественно-полезная деятельность;

6.      Проектная деятельность.

  •  Используются следующие формы учебных занятий: урок,урок-игра,смотр-знаний, защита творческого проекта, лекция, практикум, семинар.
  • Обучение в 1 – 4 классах организовано по четвертям;

В школе применяются следующие образовательные технологии:

  • Традиционные;
  • Проблемное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Информационные и коммуникативные технологии;
  • Проектная деятельность.

Соблюдается преемственность в образовательной деятельности начального, среднего и старшего звена.

Режим работы образовательного учреждения (продолжительность уроков, количество учебных дней в неделю, наличие кружков, секций)

Начало уроков в  9 часов 00 минут.

Школа работает по шестидневной учебной неделе в одну смену.

Суббота –  выходной для первых классов. Воскресенье – выходной день.

Продолжительность уроков – 45 минут, в первых классах – 35 минут.

Понедельник – передача дежурства по школе, организационные мероприятия.

Вторник – совещания, семинары, педсоветы, заседания МС, творческих групп.

Среда – родительские собрания.

Пятница –работа учителей- предметников в системе Net-школы.

Суббота- день открытых дверей для родителей, вечера, утренники, конкурсы и др.;

Домашние задания носят репродуктивный, тренировочный, практический и творческий характер, включая работу по ИОТ.  Организовано одноразовое горячее питание для учащихся и детей из многодетных семей. Вторая половина дня включает в себя содержание внеурочной деятельности по базисному учебному плану (Вариант 2). Общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия, индивидуальные консультации, работа кружков, секций,  коллективные и групповые   общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия. Внеурочная деятельность дополняет учебную и направлена на  развитие обучающихся.

2.2. Сведения о контингенте обучающихся.

В школе обучаются  82  учащихся в 11  класс-комплектах, из них:

- в начальном звене-31 обучающийся в 4 классах- комплектах;

- в среднем звене-38   обучающихся в 5 классах- комплектах;

- в старшем звене- 13 обучающихся в 2  классах- комплектах.

 2.3. Характеристика педагогических кадров

В МОБУ СОШ с.Садовый работают 23 педагога.. Из  23 человек (100%) имеют высшее образование 21 (87%). Школа укомплектована необходимыми специалистами.

Из них  «Отличник образования РБ» -Галиева Закия Ахмадрахимовна, «Почетный работник народного образования РФ»- Матвеева Галина Клавдиевна, «Лучший работник физической культуры РБ»- Кучкарова Гульсина Ринатовна.

Средний возраст педагогов – 46,6 лет.

Средний стаж педагогической деятельности – 23,3 года.

 

Повышение профессионального уровня  через систему курсовой подготовки

 

Всего учителей

23 человека

За 2008- 2009 год прошли курсы повышения квалификации

 12 чел

В 2009/2010 учебном году прошли курсовую подготовку

 7  чел

За 2010-2011 год

  4 чел

 

2.4. Сведения о материально-технической базе:

 

  Материально- техническая база школы соответствует основным нормативным требованиям. Школа расположена в типовом здании, построенном в 1983 году, мощность здания 440 ученических мест. Специально оборудованные помещения: 15 кабинетов. Имеется  паспорт здания.

  Школа располагается в 2-х этажном здании,   представляет собой комплекс учебных кабинетов, оснащенных учебно-методическим оборудованием, необходимым для реализации образовательных стандартов. Школа имеет холодное   водоснабжение, центральное отопление,  канализацию, столовую на 50 посадочных мест,   библиотеку, 1 спортивный зал, комбинированную спортивную площадку, пришкольный участок 1,5 га 1 компьютерный класс, актовый зал.

Площадь учебных помещений соответствует потребностям школы, соответствует проектной мощности- 440  учащихся. Учебное здание используется рационально, учебные помещения эксплуатируются строго по назначению. Учебные классы располагаются вдали от спортивных, актового залов, столовой. Для всех обучающихся предусмотрена классно-кабинетная система обучения. Учебные помещения оснащены современной учебной мебелью (вся мебель соответствует СаНПину). Выбор   материалов для отделки полов и стен разрешен к строительству в общеобразовательных учреждениях.  Учебные помещения во время перемены проветриваются. До начала занятий и после них осуществляется сквозное проветривание учебных помещений, длительность определяется согласно погодным условиям. Учебные помещения имеют естественное боковое левосторонне освещение.

Школа обеспечена учебным оборудованием, планомерно используемым в учебном  процессе, организовано его хранение. Оформление кабинетов эстетически выполнены правильно, с учетом профиля кабинета, с минимумом необходимой информации.

 

Информационно-техническое оснащение образовательного процесса МОБУ СОШ с.Садовый.

 

Школа МОБУ СОШ с.Садовый имеет современное информационно-техническое оснащение образовательного, воспитательного и процесса управления. Один кабинет информатики  с интерактивной доской.

Всего компьютеров - 10 шт.

Количество кабинетов информатики- один, подключен к локальной сети  типа витая пара с доступом к сети Интернет с каждого рабочего места (ADSL, в рамках проекта «Образование»).

 

1. Перечень компьютеров, имеющихся в ОУ

 

 

Тип техники

 

Год уста­новки

 

Где установлен (кабинет)

 

Кем исполь­зуется

 

Pentium II

 

2001

 

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium II

 

2001

 

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium III

 

2001

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium III

 

2001

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium III

 

2001

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium IV

 

2004

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium IV

 

2004

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium IV

 

2004

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium IV

 

2004

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium IV

 

2007

Кабинет ИВТ

 

Учащиеся, учителя

 

Pentium IV

2008

Кабинет ТСО

Учащиеся, учителя

 

 

 

2.Компьютерные программы:

 

Вид программы

Наименование программы

Кем разработана

Где применяется

офисная

Microsoft Office

Professional 2003

Microsoft

В учебном процессе- делопроизводстве

управление

Школьный офис

Microsoft

В управлении

учебная

Turbo Borland

Microsoft

В учебном процессе

Учебная (программирование)

Professional Borland Pascal 7.0

Microsoft

В учебном процессе

Учебная (графика и дизайн)

Corel DRAW

Microsoft

В учебном процессе

Офисная (сканирование и распознавание текста)

ABBYY Finereader 8.0 StudyEdition

Microsoft

В учебном процессе

 

3. Дополнительное оборудование

 

Наименование

 

Характеристики

 

Количество

 

Производитель

 

Модем

 

Zyxel R660HTW EE

1

 

Zyxel

Сканер

 

HP ScanJet 2400

 

1

 

Hewlett Packard

 

Принтер

 

DeskJet 3845 струйный

 

1

 

DeskJet

Принтер

Samsung ML 1520P

1

Samsung

Принтер

HP LaserJet P1005

1

Hewlett Packard

Принтер

Samsung SX 4220

 

Samsung

Музыкальный центр

DVD

1

Samsung

Музыкальный центр

 

1

LJ

Музыкальный центр

 

1

Awen

Телевизор

 

 

1

 

LJ

 

Видео магнитофон

 

VHS

 

1

 

LJ

 

Видеокамера

 

VHSC

 

1

JVC

 

 

 

Другие средства ТСО:

Интерактивно-аппаратный комплекс (ИАПК) в составе:  интерактивная доска Interwrite Boaard, проектора Epson и компьютера Pentium IV

 

 Электронная почта: sc_miaki_sadovi@mail.ru,

номер телефона, к которому подключен модем: 8 (34788) 2-58-20

 

 

 

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ              ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 Планируемые результаты освоения Образовательной программы:

-обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы;

- являются основой для ее разработки;

-выступают содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися.

 Планируемые результаты ориентированы на становление  личностных характеристик выпускника( «портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край, свою Родину;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

Планируются личностные, метапредметные и предметные результаты.

 

Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

 

Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

                        Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную*;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать  общие приёмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач*;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить,  формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);

- применение и представление  информации;

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

- анализ; синтез;  сравнение;

- классификация по заданным критериям; установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения; обобщение.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнё

Бесплатный конструктор сайтовuCoz